4:49
Автор: Рубрика: Развитие речи Комментариев нет

Малыш, заговори!

Раннее детство период от года до 3-х лет, когда активно развивается речь малыша. Этот период называется сензитивным, ведь именно в этом возрасте развитие речи наиболее эффективно. В этой статье я рассказываю о том, как родителям комплексно развивать речь ребёнка и с чего начать каждой маме.

Речевое развитие

Сколько слов говорит ваш маленький сын или дочка? Давайте сравним данные с нормами. В 1,5 года ребёнок использует от 10 до 30 слов в активной речи, к 2 годам — уже около 200, к 3 годам активный словарь ребёнка включает более 1000 слов.

Есть ещё пассивный словарь. Это те слова, которые малыш не произносит, но понимает. Вы просите: «Покажи кошку на картинке». Малыш показывает. Это слово в его пассиве.

Развитие речи идёт очень интенсивно и зависит от созревания различных структур мозга ребёнка. К 2 годам вес и масса мозга ребёнка увеличиваются в 3 раза по сравнению с новорождённым. Если бы мы вдруг стали совсем маленькими и заглянули на минутку в «лабораторию» мозга (знаете, как в фильмах показывают?), то поразились бы сложности и быстроте протекающих там процессов: множество нервных клеток создаются, между ними образуются всё новые связи, новые структуры формируются.  Покруче любого фантастического фильма!

Интересно, но факт: у большинства детей есть те или иные проблемы в развитии речи, и это и есть норма.

Почему так? Дело в том, что на развитие речи влияют множество факторов: наследственность, все перенесённые малышом заболевания, состояние во время беременности и после родов, речевая среда дома, состав семьи и даже пол ребёнка.

Мозг не существует сам по себе. Человек — это взаимосвязанный организм. Мы не должны развивать только одну структуру для развития речи.

С развитием речи связаны и другие процессы: мышление, внимание, интеллект, и даже умение общаться  с другими людьми. Вот почему мы так много уделяем развитию речи у малышей. И делать это нужно довольно активно. 

Развивать комплексно — это развивать все системы организма малыша, участвующие в речи:

  • структуры мозга; это — игры на мелкую моторику, лепка и рисование, пальчиковые игры и массаж, игры на звукоподражание, расширение активного и пассивного словаря ребёнка
  • органы речи; это и «зарядка» для язычка, артикуляционная гимнастика и логопедические распевки
  • слух; это — упражнения на фонематический слух
  • органы дыхания (упражнения на речевое и неречевое дыхание

Раннее развитие

С чего начать развитие ребёнка? В соцсетях и на различных тренингах предлагается много готовых программ и планов. От их обилия иногда голова кругом идёт, не ясно с чего начинать! Прежде всего помните, что ваш малыш и ваша ситуация в семье уникальны. Только вы знаете лучше всех своего ребёнка и можете наблюдать его развитие постоянно.

А теперь перейдём к конкретному алгоритму действий. Все задания желательно делать письменно.

  1. Проведите диагностику вашего малыша.

Определите, какой темперамент у вашего ребёнка? Какие склонности? Что хотелось бы развивать вам? Что, как вам кажется, упускается? (Речь или здоровье, физическое развитие, например). Сравните уровень развития вашего малыша с нормами. Можно это сделать по книгам, например, «Тесты. Что должен знать ребёнок 2-3 лет» (автор-составитель И. Попова).

2. Напишите цели развития вашего малыша. Каковы именно ваши цели развития ребёнка? Выделите главное, самое важное для вас.

Например, вашими целями могут быть:

  • Гармоничное развитие ребёнка
  • Знать, во что играть каждый день по 15 минут
  • Подготовить к садику
  • Подготовить к школе
  • Порадовать папу и бабушку.

3. Проведите «инвентаризацию» книг, игрушек и развивающих пособий у вас дома: что есть, что необходимо докупить.

4. Составьте простой план занятий: какие занятия вы хотите проводить, в какое время вам будет удобно, что хотите включить. Здесь вам нужно опираться на то, какие игры нравятся именно вам и вашему ребёнку. Для гармоничного развития малыша желательно включить занятия разного плана (см. схему).IMG_1911

Однако, начинать можно с самых простых действий: чтения стихов, игр на мелкую моторику, и постепенно наращивать их количество.

5. Проводите занятия каждый день. Занятиями я их называю условно. Малыш при этом не должен обязательно сидеть за столом. Всё проводится в игровой форме. Главное, чтобы было интересно и вам, и малышу. Начните с небольшой продолжительности – всего по 5-10 минут.

6. Записывайте результаты развития вашего малыша, желательно 1 раз в неделю. Так, вы увидите динамику развития малыша, запишите интересные подробности и просто оставите на память приятные события! Будете потом рассказывать сыну или дочке, когда они впервые начали различать цвета, собирать пирамидку или освоили беговел.

7. Если вам трудно разобраться самостоятельно в методиках и пособиях  – найдите опытного наставника. Это специалист, который будет направлять и «вести» развитие вашего малыша; с кем вы сможете проконсультироваться, задать вопрос и оценить текущую ситуацию в развитии ребёнка. Например, вы можете написать мне через форму обратной связи для получения бесплатной консультации.

8. Важный момент, который мне хотелось бы отметить в заключение. Развитие ваших деток находится именно в ваших руках! Развивающие центры, воспитатели в садике, няни – это хорошее дополнительное развитие, но главная роль в развитии вашего ребёнка принадлежит именно родителям.

Желаю вам успехов и гармоничного развития вашим деткам! 

Хочешь получать статьи этого блога на почту?
Новые статьи блога
Комментариев нет

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: